Дети-награда

Несколько глав из книги Ларри Кристенсона:

"Христианская семья"

Воспитывайте

"Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится, когда и состареет" (Пр. 22,6).
У каждого человеческого существа свое, особое предназначение, которое ему предстоит исполнить. Родители, помимо всего прочего, должны помочь ребенку "распечатать его распоряжения", то есть открыть, чем Бог предназначает ему быть и что делать. Воспитывать нашего ребенка нам надо так, чтобы он стал не просто тем, чем должен стать всякий ребенок, но тем (уникальным и особым существом), каким должен стать именно он. Всем родителям надо приспособиться к нелегкому порой сознанию, что дети их не похожи друг на друга, и несходство это увеличивается по мере их взросления. Говорит ли это, что семья должна стать ареной для проявления безудержного индивидуализма? Отнюдь. Ведь различия в характере и складе наших детей свидетельствуют лишь о том, что у Бога для каждого из них свое, особое предназначение.

Родителям следует остерегаться навязывать ребенку собственные желания и амбиции. Между тем, явление это довольно распространенное, когда кто-то из родителей пытается "прожить" тот или иной аспект собственной жизни в жизни сына или дочери.

Учите

Воспитание наших детей мы начинаем со старательного обучения. Мы учим их, как сидеть и вести себя за столом, как завязывать ботинки, водить автомобиль, даем им представление о нравственных ценностях. Терпеливо и любовно должны мы учить наших детей тому, что хотим, чтобы они усвоили. И это задача родителей - проследить, чтоб ребенок точно понял, что от него хотят. Причем недостаточно, чтобы он понял это умом, важно показать ему, как следует выполнять то или иное распоряжение, помочь выполнять его хорошо!

Это особенно важно в привитии трудовых навыков. Большинство родителей повинно в том, что отдают распоряжения, не приложив соответствующего усилия, чтобы точно показать ребенку и научить его, как следует их выполнять. Между тем, время и усилия, затраченные вначале, впоследствии спасут часы, которые - из-за привычки работать спустя рукава - могут быть потрачены впустую. Если вы жалеете время и силы на тщательное обучение ребенка, то не имеете права ожидать от него прилежания и мастерства в чем бы то ни было. Каждый раз, давая ребенку новое задание, подробно объясните ему, что к чему. Ничего не может быть полезнее при обучении ребенка, как дать ему возможность выполнять серьезную работу. Одна из немалых проблем, связанных с урбанизацией нашей культуры, состоит в том, что такие возможности нам все труднее изыскивать для детей. И все-таки их надо находить. Естественно, что чем дети меньше, тем больше времени они играют. Но по мере их подрастания надо, чтобы время, отводимое им на игры и труд, все более смещалось в сторону труда - во исполнение библейского правила для взрослых: примерно, седьмая часть времени отводится на досуг, - шесть седьмых - на работу (Исх. 20,9-10).

"Родители, вы должны так воспитывать и обучать своих детей, чтобы они полюбили работу, или, по крайней мере, так, чтобы они, столкнувшись с необходимостью тяжелого труда, были бы в состоянии справляться с ним, не испытывая при этом чувства горечи и отчаяния. "Почему, по-вашему, такое множество молодых людей "строит жизнь", следуя незаконными, порочными путями? Да потому, что этим бедным душам было позволено играть и играть - с утра до позднего вечера, и так на протяжении 18 лет. И в результате беспредельные глупость и безрассудство сделались единственным их достоянием. Как же им так вот сразу понять преимущества честного образа жизни, сопряженного с дисциплиной и "скукой"? Слишком поздно".

"Работа утомляет тело и доставляет приятные ощущения в минуты отдыха. Молодые люди, которые были воспитаны с этим сознанием, не станут замышлять злые дела. Девочек с первых лет жизни следует учить стирать собственные вещички, чтобы помочь матери; учить их жертвовать играми и удовольствиями, принимая участие в работе по дому: уборке, приготовлении пищи и т. д.. Как же иначе ожидать от мальчика или девочки самоотдачи в будущем, когда их призовут Бог или долг, если не научить их трудиться и жертвовать собой в раннем возрасте? Не научившись послушанию в малом, они утратят способность быть послушными в большом".

Если вы начали неправильно, остановитесь, пока не поздно, и "измените курс". Естественно, чем старше дети, тем труднее это будет, но не теряйте надежды, потому что труд не настолько тяжел, как это может показаться, тем более, если вы сознаете, как громадна ваша нужда, и имеете решимость исполнить ее. Да, вначале будет трудно, независимо от того, в каком возрасте ваши дети. На несколько лет вам придется отложить в сторону многие другие дела. Но не стоит ли это любой цены, ведь дети, которых Бог дал вам, растут во славу Его и живут счастливой, полезной жизнью?
Но приступайте к этому теперь же, не откладывая! Чем меньше ваши дети, тем лучше. Если вы предоставите их самим себе, пока им не исполнится 10-12 лет, вам, действительно, придется нелегко. К этому времени их душа слишком исполнится своеволия, преодолеть которое будет трудно. Пианист становится пианистом, бесконечно практикуясь. Дети обретают любовь к труду и трудовые навыки, постоянно упражняясь в них; собственно, тем же способом учимся мы любому делу, независимо от того, на добро или на зло оно направлено.

Устанавливайте правила

Никакое обучение невозможно без установления определенных правил. И здесь мы сталкиваемся с равноценной, хотя и двоякого рода опасностью: не устанавливать правил достаточно твердых и четких, либо, напротив, переборщить, установив контроль над каждой мелочью. Допускаем ли мы беспорядочность и анархию, которые не могут не вызывать тревоги, или перегружаем детей всякого рода правилами и запретами, - зло совершается и в том, и в другом случае. Будучи противоположными по своему характеру, оба эти вида зла, тем не менее, родственны и одинаково нежелательны.
Там, где не держатся твердо установленных правил, жизнь ребенка отдана на волю волн, то прибывающих, то убывающих; с волнами здесь позволительно сравнить случайные чувства, настроения и импульсы, как его собственные, так и его родителей. Напротив, в условиях определенного режима и порядка дети преуспевают. Да, они могут восставать против них по той простой причине, что еще не дисциплинированы; определенный распорядок в их жизни обязаны завести родители; дети в этом отношении зависят он них, сознают они это или нет. Ребенок, который растет, не подчиняя свою волю определенным правилам, не согласуя с ними свое поведение, - "обделенное дитя" в самом элементарном смысле: у него ленивые, недисциплинированные родители. Давайте посмотрим правде в лицо: да, это требует усилий, времени, напряжения воли - устанавливать правила и соблюдать их. В данный момент, пожалуй, легче уступить давлению со стороны ребенка и позволить ему не считаться с правилами. Но результатом явится все возрастающая анархия в семье и нарушение порядка, установленного Богом.

Все пойдет, как надо, когда родители вновь примут на себя эту ответственность - устанавливать правила в семье и контролировать их исполнение. И, пожалуйста, не говорите чепухи вроде той, что "Я ничего не могу поделать с моим ребенком!" Вы, безусловно, можете. И, говоря так, подразумеваете: "Я ничего не могу поделать с моим ребенком, не тратя время на то, чтобы контролировать его поведение, не прилагая определенных усилий, не отказывая себе в каких-то удовольствиях, не отрешаясь от любимых привычек, не теряя его расположение, не навлекая на себя неприятностей". Ну, так найдите время, смиритесь с неприятностями, даже со вспышкой гнева со стороны своего дитяти. Утраченное вами теперь неплохо окупится через несколько лет, когда ваши сын или дочь станут Бога благодарить за то, что у вас хватило находчивости установить те или иные разумные правила и держаться их.

Чтобы упростить вводимые вами правила и сократить их число, твердо держитесь принципа "ограничения времени". Объясняю. Существует немало занятий, не вредных по сути своей, которые, однако, становятся таковыми, потому что дети склонны уделять им чрезмерно много времени. Типичные примеры: увлечение кино- и телефильмами. Если содержание их приемлемо, то несколько часов, посвященных им, послужат развлечению ребенка и развитию его воображения. Однако, если он тратит на них "ненормированные" часы, то они станут оказывать на его жизнь неправомочное воздействие. Следовательно, родителям необходимо поставить пределы времени, которое расходуется на развлечения такого рода.

В летние каникулы среда - "выходной день" в нашей семье. Дети могут спать сколько хотят, они освобождаются от всякой домашней работы и могут выбирать занятия во своему вкусу. Это вносит приятное разнообразие в повседневную работу, которая в остальные дни становится более продуктивной.

Особо надо, видимо, поговорить о правилах и распорядке для ребят так называемого переходного возраста, чреватого "сюрпризами" как никакой другой. В идеале человеку в эти годы следовало бы предоставлять все больше свободы, чтобы он готовился выйти за порог родительского дома, однако, нельзя упускать из виду то обстоятельство, что стремление ребенка к свободе опережает его способность быть свободным. Так что не ему, а отцу и матери надо, в конечном счете, определять, сколько свободы и какого рода можно предоставить сыну или дочери в период их созревания.

Будьте примером

Будьте сами тем, чем хотели бы, чтоб были другие. Всем своим существом будьте таким. Если ваши требования противоречат тому, чем сами вы являетесь втайне, не ждите ни успеха, ни благословения. Но готовьтесь к тому, что весь ваш родительский труд будет посрамлен. Апостол Павел мог сказать: "Подражайте мне, как я подражаю Христу" (1 Кор. 11,1). Во всех нравственных аспектах родители должны вести себя так, чтобы могли предложить своим детям подражать им.

"Если собираетесь учить других, предоставьте Богу учить вас самого". Это - главный принцип. Пренебрегая им, нельзя ожидать, чтобы ваши усилия по воспитанию детей увенчались успехом. Однако, подобного рода ожидание - столь же глупое, сколь и дерзкое - вещь довольно распространенная.

Неразумно ожидать нравственного роста от наших детей, не подчинив предварительно законам нравственности самих себя.

Департаментом полиции в Хьюстоне (Техас) был составлен шуточный проект под названием "Двенадцать способов вырастить в семье преступника". Поведение родителей, их пример красной нитью проходят через это пронизанное иронией произведение.

1. С детских лет не отказывайте ребенку ни в одном его желании. Тогда он вырастет с сознанием, что весь мир обязан ему своим существованием.

2. Услышав от него плохие слова, принесенные с улицы, весело смейтесь. И он станет думать, будто он - прелесть и умница. Кроме того, ваш смех послужит ему стимулом к запоминанию еще более "остроумных" выражений, которые позднее обрушатся на вашу голову.

3. Не заботьтесь о его духовном воспитании. Подождите, пока ему исполнится 21 год, и пусть тогда сам решает этот вопрос для себя.

4. Избегайте слова "неправильно", чтобы не развить в нем комплекса вины. Когда впоследствии его арестуют за кражу автомобиля, он станет думать, что это общество, настроенное против него, и потому его преследующее, виновато перед ним.

5. Подбирайте за ним все, что он разбрасывает вокруг: книги, ботинки, одежду. Вообще все делайте за него, чтобы приучить его любую ответственность перекладывать на других.

6. Позволяйте ему читать все, что под руку попадется. Столовое серебро, с которого он ест, и стаканы, из которых пьет, мойте тщательно, а душе его предоставьте питаться отбросами.

7. Почаще ссорьтесь в присутствии детей. Это поможет им не слишком переживать, когда семья окончательно развалится.

8. Давайте ребенку на расходы столько денег, сколько он просит. Не допускайте, чтобы он сам зарабатывал их. С какой стати вещи будут доставаться ему с таким же трудом, с каким они достаются вам?

9. Чего бы он ни захотел поесть или выпить, какого бы комфорта ни возжаждал, - удовлетворяйте все его плотские желания. Любой отказ может огорчить его, а это вредно для здоровья.

10. Всегда принимайте его сторону в конфликтах с соседями, учителями и полицией, потому что все они настроены против вашего ребенка.

11. Когда же он попадет в настоящую беду, скажите себе (и это послужит вам извинением): "Я никогда не мог ничего с ним поделать".

12. Готовьтесь к горькой жизни. Вы сделали все, чтобы она наступила.

 

Hosted by uCoz